Анимированный тигрёнокСказки

Назад
В стране невыученных уроков (часть 4)

- Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает -- пишется ЧИК.  Это  не  трудно  проверить:  именительный  -- замоЧЕК, родительный -- замоЧКА. Ага! Буква выпала. Значит правильно -- замоЧЕК. Теперь совсем легко проверить и "ключик". Именительный -- клюЧИК, родительный -- клюЧИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать "клюЧИК".  Палка захлопал в ладоши и закричал:  -- Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура!  Я крупными буквами смело написал на доске:  "ЗАМОЧЕК, КЛЮЧИК".

В стране невыученных уроков

 Потом  легко  повернул ключ в замке, и ворота распахнулись. Мяч покатился вперед, а мы с Кузей пошли за ним. Палка и Крючок поплелись сзади.  Мы прошли по пустым комнатам и очутились в огромном зале. Здесь кто-то крупно написал красивым почерком прямо на стенах правила грамматики. Путешествие наше начиналось очень удачно. Я легко вспомнил правило и открыл замок! Ест все время будут встречаться только такие трудности, мне и  делать  здесь нечего...  В глубине зала на высоком стуле сидел старик с белыми волосами и белой бородой. Если бы он держал в руках маленькую елочку, его можно было бы принять за Деда Мороза. Белый плащ старика был расшит блестящим черным шелком. Когда я хорошенько рассмотрел этот плащ, то увидел, что он весь вышит знаками препинания.  Возле старика вертелась сгорбленная старушка со  злыми красными глазками. Она все что-то шептала ему на ухо и показывала на меня рукой. Старуха нам не понравилась сразу. Кузе она напоминала бабушку Люси Карандашкиной, которая часто била его веником за то, что он воровал у нее сосиски.  -- Надеюсь, вы примерно накажете этого невежду,  ваше величество,  Глагол  Повелительного Наклонения! -- сказала старушка.  Старик важно посмотрел на меня.  -- Перестань! Не злись, Запятая! -- приказал он старушке.  Оказывается, это была Запятая! Ох и кипятилась же она!  -- Как же мне не злиться, ваше величество? Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!  Старик строго посмотрел на меня и поманил пальцем. Я подошел.  Запятая еще больше засуетилась и прошипела:  -- Посмотрите на него. Сразу видно, что он безграмотный.  Неужели это было заметно по моему лицу? Или она тоже умела читать в глазах, как моя мама?  -- Расскажи, как ты учишься! -- приказал мне Глагол.  -- Скажи, что хорошо, -- прошептал Кузя, но я как-то постеснялся и ответил, что учусь, как все.  -- А знаешь ли ты грамматику? -- ехидно спросила Запятая.  -- Скажи, что отлично знаешь, -- снова подсказал Кузя.  Я толкнул его ногой и ответил, что знаю грамматику не хуже других. После того, как я при помощи своих знаний открыл замок, я имел полное право так ответить. И вообще уже хватит задавать мне вопросы, какие у меня отметки. Я, конечно, не стал слушать глупые Кузины подсказки и заявил ей, что отметки у меня разные.  -- Разные? -- зашипела Запятая. -- А вот это мы сейчас проверим.  Интересно, как это она могла сделать, если я не взял с собой дневника?  -- Давайте документы! -- завопила старуха противным голосом.  В зал вбежали человечки с одинаковыми круглыми личиками. У одних были вышиты на белых платьицах черные кружочки, а у других -- крючочки, у третьих -- и крючочки и кружочки. Два человечка внесли какую-то огромную синюю папку. Когда они развернули ее, я увидел, что это была моя тетрадь по русскому языку. Она почему-то стала чуть не с меня ростом.  Запятая показала первую страницу, на которой я увидел свой диктант. Теперь, когда тетрадь увеличилась, он выглядел еще безобразней.  Ужасно много поправок красным карандашом. А сколько клякс!.. Наверно, тогда у меня было очень плохое перо. Под диктантом стояла двойка, похожая на большую красную утку.  -- Двойка! -- злорадно объявила Запятая, как будто и без нее не было ясно, что это двойка, а не пятерка.  Глагол приказал перевернуть страницу. Человечки перевернули. Тетрадка жалобно и тихо застонала. На второй странице я написал изложение. Кажется, оно было еще хуже диктанта, потому что под ним стоял кол.  -- Перевернуть! -- приказал Глагол.  Тетрадь застонала еще жалобней. Хорошо, что на третьей странице ничего не было написано. Правда, я на ней нарисовал рожицу с длинным носом и косыми глазами. Ошибок здесь, конечно, не было, потому что под рожицей я написал всего два слова: "Эта коля".  -- Перевернуть? -- спросила Запятая, хотя отлично видела, что дальше переворачивать некуда. В тетради насчитывалось всего три страницы. Остальные я вырвал для того, чтобы сделать из них голубей.  -- Довольно, -- приказал старик. -- Как же ты, мальчик, говорил, что отметки у тебя разные?  -- Разрешите мне мяукнуть? -- неожиданно вылез Кузя. -- Прошу прощения, но мой хозяин не виноват. Ведь в тетрадке не только двойки, но есть и единица. Значит, отметки все-таки разные.  Запятая захихикала, а Палка в восторге закричал:  -- Ах! Ох! Уморил! Ой! Потеха! Умник!  Я молчал. Непонятно, что со мной делалось. Уши и щеки горели. Я не мог смотреть старику в глаза. Так, не глядя на него, я и сказал, что он знает, кто я, а я не знаю, кто они такие. Кузя меня поддержал. По его мнению, это была нечестная игра. Глагол внимательно выслушал нас, обещал показать всех своих подданных и познакомить с ними. Он взмахнул линейкой -- раздалась музыка, и на середину зала выбежали человечки с кружочками на одежде. Они стали плясать и петь:  Мы ребята точные,  Мы зовемся Точками.  Чтобы правильно писать,  Где нас ставить, надо знать.  Наше место надо знать!  Кузя спросил, знаю ли я, где их надо ставить. Я ответил, что иногда ставлю правильно.  Глагол снова взмахнул линейкой, и Точек сменили человечки, на платьицах которых были вышиты две запятые. Они взялись за ручки и спели:  Мы веселые сестрички,  Неразлучные Кавычки.  Если я открою фразу, -- спела одна, --  Я ее закрою сразу, -- подхватила другая.  Кавычки! Знаю я их! Знаю и не люблю. Поставишь их -- говорят, не надо, не поставишь -- говорят, вот здесь-то и надо было поставить кавычки. Никогда не угадаешь...  После Кавычек вышли Крючок и Палка. Ну и смешная же это была парочка!  Крючок запел толстым голосом:  Меня и брата знает всякий,  Мы выразительные знаки.  Я самый значительный --  Вопросительный!  А Палка спел совсем коротко:  Я самый замечательный --  Восклицательный!  Вопросительный и Восклицательный! Старые знакомые! Они были немножко лучше остальных знаков. Их реже надо было ставить, поэтому за них реже и попадало. Они все же были приятней, чем эта злобная горбунья Запятая. Но она уже стояла передо мной и пела своим скрипучим голосом:  Хоть я лишь точка с хвостиком,  Невелика я ростиком,  Но я в грамматике нужна  И всем для чтения важна.  Все люди, без сомнения,  О том, конечно, знают,  Что важное значение  Имеет Запятая.  У Кузи даже шерсть стала дыбом от такого нахального пения. Он попросил у меня разрешения оторвать у Запятой хвостик и превратить ее в Точку. Разумеется, я  не  разрешил  ему хулиганить. Может быть, мне самому хотелось кое-что сказать старухе, но надо же себя как-то сдерживать. Нагрубишь, а потом тебя отсюда и не выпустят. А уйти от них давно уже хотелось. С тех самых пор, как я увидел свою тетрадь. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти. Старик не успел и рта раскрыть, как Запятая заверещала на весь зал:  -- Ни за что! Пусть сначала докажет, что знает правописание безударных гласных!  

предыдущая сказкаследующая сказка